История

Кафедра 103 "Системы оборудование ЛА" на факультете № 1 возникла и развивалась в неразрывной связи с потребностями советской авиации и опытного самолетостроения и, в частности, оборудования самолетов.

Было время, когда оборудование самолетов состояло из незначительного числа простейших приборов и агрегатов, а применение и размещение их на самолетах не требовало от исполнителей спе­циальной подготовки.

Однако уже в тридцатых годах оборудование самолетов разви­лось настолько, что в ОКБ им занимались десятки людей, и возникла необходимость их специальной подготовки по системам оборудования.

В 1935-36 гг. на факультете "Вооружение самолетов" МАИ инженерами опытного самолетостроения подразделения ЦАГИ (В.Н.Князев, К.В.Рогов) было начато чтение 2-х учебных курсов по электро-радио-приборному оборудованию.

Это привело в 1937 г. к созданию в МАИ специальной кафедры "Общее оборудование самолетов", возглавляемой тогда доцентом Ю.А.Поповым. Эта кафедра читала три курса:
  1. Проектирование оборудования самолетов.
  2. Высотное и фотооборудование самолетов.
  3. Электрооборудование самолетов.

Лекторами этих курсов были Ю.А.Попов, В.Г.Григорьев, В.Н.Князев, Е.И.Соловьев, Л.А.Слуцкий. В период 1938-44 гг. на кафедре выполнялись все дипломные проекты по оборудованию самолетов.

В 1944 г. в связи с дальнейшим развитием самолетного обо­рудования и его различных видов в МАИ образовались специальные факультеты по оборудованию самолетов, в частности, из состава кафедры общего оборудования самолётов выделилась новая кафедра "Аэронавигация и аэронавигационное оборудование" во главе с доктором технических наук Г. С. Френкелем. Этой же кафедрой продолжалось чтение курсов no электро-высотному и фотооборудованию самолетов. В это время на кафедре начали работать ее старейшие работники Д.Б.Рыбкина (1946 г.), Т.П.Мещерякова (1947 г.). После смерти Г.С.Френкеля (1948 г.) и до 1952 г. возглавлял кафедру доцент К.Е.Полищук. В том же году по инициативе П.И.Бландова кафедра была переведена с тогдашнего 5-го факультета на первый и стала называться кафедрой "Оборудование самолетов" (приказ № 158 от 17.07.52 г.). В 1953 г. заведующим кафедрой был избран доцент (позднее профессор) П.И.Бландов, и в круг задач кафедры были включены вопросы проектирования гидропневматических систем самолетов (П.И.Бландов, А.С.Евсеев).

В связи с расширением объема читаемых кафедрой курсов, в 1954 г. была создана специализация по оборудованию самолетов при специальности 0535 - "самолетостроение".

В период 1954-58 гг. кафедрой были поставлены новые курсы: противообледенительное оборудование (доцент А.С.Зуев), средства спасения экипажа (доцент Г.И.Северин).

С 1957 года кафедре было поручено также чтение общего и специальных курсов "Гидравлики" с передачей в ее состав преподавателей А.С.Шифрина, Н.В.Левкоевой, А.Д.Решетниковой. В это же время начали работать на кафедре В.П.Бровкина (1956 г.), Л.А.Хоняев (1957 г.), В.В.Ружицкая (1956 г.). Столь значительное расширение учебно-методических задач кафедры и их разнообразие поставили перед кафедрой двойную задачу: придание профилю кафедры более узкого и четкого направления и существенное углубление подготовки инженеров по основным направлениям работы кафедры.

Одновременно промышленностью был поставлен перед Минвузом СССР вопрос о создании в МАИ специальности по кондиционированию воздуха в кабинах самолетов. Однако создание такой самостоятель­ной кафедры руководящими органами было признано нецелесообразным, хотя надобность в углубленной подготовке инженеров по этому профилю и не оспаривалась.

В связи с этим в 1958 году факультетом № 1 МАИ и его кафедрой "Оборудование самолетов" было разработано, представлено и принято предложение о создании на базе этой кафедры новой кафедры и специальности под наименованием "Механическое оборудование летательных аппаратов" (кафедра № 103 и специальность 0532).

Основными принципами построения кафедры стали неразрывная связь элементов изучаемых на кафедре систем оборудования с конструкцией и общими данными летательных аппаратов и общность инженерно-теоретической базы изучаемых дисциплин (механика, прочность, гидродинамика, термодинамика, надежность).

В связи с этим курсы по аэронавигационному и электротехническому оборудованию были переданы другим факультетам. В учебные планы кафедры стали включаться и такие необходимые для нее курсы, как "Физические условия полета и авиационной физиологии" (В.Н.Князев), "Теория испытаний и моделирования" (В.В.Ружицкая), "Теория надежности" (В.Н.Князев, позднее М.Г.Акопов).

Значительное место в учебной работе кафедры стали занимать курсы для других специальностей института, в которых кратко излагались основные положения различных систем оборудования ле­тательных аппаратов.

В 1965 г. специальности кафедры был присвоен новый индекс - 0565.

В 1968 г. в связи со смертью заведующего кафедрой П.И.Бландова во главе ее был назначен профессор, д.т.н. Л.Т.Быков, а в 1969 г. на должность заведующего кафедрой был избран профессор, д.т.н. И.И. Зверев. В эти и последующие годы в преподавательский состав кафедры вошли ее бывшие воспитанники и аспиранты - А.М.Матвеенко, Ю.М.Шустров, М.Г.Акопов, В.В.Ру­жицкая, В.И.Бекасов, А.С.Павлов, В.В.Макаров, Ю.Н.Пугачев, С.Н.Скиданов.

С сентября 1977 года кафедру возглавляет профессор, д.т.н. А.М.Матвеен­ко.

В настоящее время на кафедре сложился высококвалифицированный педагогический, научно-исследовательский и учебный коллектив.